Сергей Чендырин: «Уровень комфорта проживания граждан напрямую зависит от их способности самоорганизоваться»
Депутат Городской думы Сергей Чендырин — один из самых ярких народных избранников муниципального парламента седьмого созыва. До избрания он представлял Общественную палату Дзержинска. Помогает ли мандат депутата более эффективно решать вопросы бывшему общественнику? Об этом и многом другом корреспондент «Дзержинских ведомостей» поговорил с депутатом по округу №10 Думы Дзержинска Сергеем Чендыриным.
Что скрывает «слепая» цифра
— Сергей Владимирович, ваш конек — жилищно-коммунальное хозяйство. Тема сложная, запутанная и неблагодарная. Как вы думаете, что реально может сделать муниципальный депутат? Например, может он повлиять на размер коммунального тарифа в квитанциях по ЖКХ, который должна по закону регулировать администрация города?
— Может. Ежегодно администрация города утверждает размер платы за текущий ремонт и содержание для многоквартирных домов, которые не определились с управлением или не проголосовали на общем собрании о размере этого тарифа.
— В Дзержинске много таких домов?
— Много. А вот домов, которые самостоятельно принимают решение о размере платы за текущий ремонт и содержание, в городе очень мало. Потому что это хлопотно: надо проводить собрание жильцов дома, нужно понимать, о чем идет речь, чтобы проголосовать за то или иное решение. Управляющие компании пользуются таким положением. Они не заинтересованы что-то менять.
— Что вы предлагаете?
— Я обратился к администрации города. Размер платы за текущий ремонт и содержание должен быть выведен расчетным способом. Дело в том, что последние 12 лет город просто индексирует этот размер. Берется индекс подорожания потребительских цен и умножается на тариф прошлого года. Ежегодная цифра тарифа получается в итоге «слепая».
— Что скрывается за этой таинственной цифрой?
— Некий набор услуг, которые управляющая компания предоставляет жителям. Каждая из услуг должна быть оценена. Например, уборка мест общего пользования. Или, проще говоря, уборка в подъездах. Сколько стоит уборка одного квадратного метра? Подметание тротуара и территории перед входной группой — перед входом в подъезд. В постановлении правительства России №290 перечислен минимальный перечень услуг, которые должна оказывать управляющая компания. Этот перечень как раз и должен наполнять цифру, о которой мы с вами говорим. Люди, которые хотят сами устанавливать размер платы за текущий ремонт и содержание, должны знать, из чего состоит эта плата. Сколько стоит в среднем та или иная услуга. У нас рынок, поэтому управляющая компания может предлагать услугу по рыночной цене. Но суть в том, что жители не могут определиться с размером платы и провести собрание, чтобы изменить ее.
Нужна калькуляция
— А кто может? Финансисты?
— Финансист, по идее, должен быть в управляющей компании и администрации города, чтобы высчитывать размер платы для конкретного дома. Но у нас облегчили себе задачу. Дома в Дзержинске разделены на категории в зависимости от их благоустройства. Условно говоря, пятиэтажка без лифта с газовыми плитами и без колонок — это один тип благоустройства. Высотный дом с лифтом и мусоропроводом и с электрическими плитами — это другая категория и другой размер платы.
— Но у каждого дома могут быть свои нюансы…
— Для этого и нужна калькуляция. Хочу сразу сказать, что просто взять и снизить, допустим, в два раза размер платы жители не имеют права. Тариф должен быть обоснован. У управляющей компании есть право обратиться в суд и оспорить необоснованный тариф.
— А если управляющие компании, скажем, формально убирают подъезд, но жителей не устраивает качество такой уборки?
— Тогда мы говорим о ненадлежащей услуге. Жители имеют право потребовать перерасчета. Грубо говоря: «Верните деньги!».
— Это возможно?
— Возможно. И делается. Жители должны знать, сколько реально стоит уборка подъезда. В том числе и для того, чтобы знать, сколько им должна управляющая компания в случае неоказания услуги или ее ненадлежащего оказания.
Другое отношение
— Раньше вы пытались пробить решение вопроса как общественник, сейчас — как депутат. Есть разница?
— Да, отношение другое. Стало проще разговаривать с власть имущими. Больше внимания и возможностей.
— Кстати, расскажите о работе депутатской приемной: где вас можно найти, куда нужно обращаться?
— Я веду депутатский прием в школе №23 по адресу: улица Буденного, дом №19 — каждый вторник и четверг с 18 до 20 часов. Можно приходить без предварительной записи.
— Многие бюджетные программы подразумевают прямое участие горожан в решении тех или иных городских проблем. Насколько активны в округе избиратели?
— Конечно, есть и активные жители, но большинство горожан, к сожалению, ждут, когда за них все решат. А между тем уровень комфорта проживания граждан находится в прямой зависимости от их способности самоорганизоваться. Не всегда это понятно самим жителям, поэтому необходимо стимулировать их активность для участии в различных программах. Например, программах по повышению комфорта городского пространства. Сегодня есть возможность и самим организовывать свою среду проживания. Но для этого нужно проявить инициативу. Есть такая поговорка: сначала медвежат тянут за уши к меду, а потом за эти же уши оттащить не могут. Со временем жители поймут, что без их участия сложно будет сделать то, что им действительно необходимо. Возьмем федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». Раньше в этом была заинтересована главным образом управляющая компания. Потому что благоустройству подлежала территория, которую она обслуживала. Теперь люди начинают самостоятельно принимать участие в благоустройстве своего двора по этой программе.
— Инициативное бюджетирование — из той же серии?
— Не совсем. Речь идет не только о благоустройстве, а о всех сферах жизни города. И финансирование в данном случае идет не из федерального, а из городского бюджета.
— В 2021 году на инициативное бюджетирование в Дзержинске выделено 40 миллионов рублей. Это такой пробный шар в новом порядке распределения бюджетных средств?
— Сумма на 2021 год по программе инициативных проектов действительно выделена небольшая. Я понимаю опасения администрации города, что в отсутствии опыта может что-то не сработать. В конце концов, раньше такого не было, чтобы людям разрешали потратить бюджетные деньги «на себя». Организуйтесь и выдвигайте проекты. А если жители не смогут самоорганизоваться, не выдвинут проекты? Выделенные деньги зависнут в воздухе? Вероятно, поэтому администрация действует осторожно.
Приемы провожу сам
— Ваш депутатский стаж — всего несколько месяцев, и об итогах, даже предварительных, говорить, наверное, рано. Или нет?
— Да, срок моей работы в Городской думе небольшой, тем не менее я провел отчетное собрание перед избирателями за 2020 год. Пусть это всего три с половиной месяца, но я же все это время не сидел без дела. Например, при обсуждении порядка внесения инициативных проектов мне удалось убедить коллег, чтобы из нормативно-правового акта Городской думы было убрано требование об обязательном софинансировании этих проектов жителями. Получилось донести свою обоснованную позицию — почему этого быть не должно. Требования к пакету документов стали проще. Обо всем этом я и отчитался перед своими избирателями.
— В какой форме происходил ваш отчет? Написали и вывесили в интернете?
— Депутат должен быть подотчетен своим избирателям. Некоторые депутаты даже не вывешивают отчеты на интернет-сайтах. Мне кажется, отчет должен быть в другой, публичной форме. Я пригласил жителей на собрание, где и рассказал о депутатской работе. С соблюдением эпидемиологических норм, разумеется.
— Как вы думаете, почему другие депутаты не практикуют очные отчеты?
— Это у них надо спрашивать. Предположу, что боятся вопросов. Некоторые депутаты работу своей общественной приемной организуют преимущественно через помощника. Порой нет приемов даже помощника депутата. Люди звонят, им назначают время. Я приемы провожу всегда сам. Помощник заменяет меня в исключительных случаях.
— Каковы ближайшие планы работы на округе?
— Наведение порядка во дворах. Хочу провести конкурс. Жители организуются и проводят субботник в своем дворе. Делают фотофиксацию выполненных работ. Фотографируют, сколько людей присутствовало и что было сделано. Победитель определится по следующим критериям: сколько людей вышло на субботник в процентном отношении от проживающих в доме; плюс эффективность работы. Если просто подмели — это одно. А если подрезали кустарники, очистили входную группу от старых объявлений, покрасили ограждение — другое. Планирую выделить средства из депутатского фонда на благоустройство двора-победителя. Надеюсь, это сподвигнет больше людей выйти во двор и начать наводить красоту и порядок под своими окнами.
Беседовал Сергей АНИСИМОВ
"Дзержинские ведомости" 22.04.2021г.