ЖКХ: Беспределу нет предела
Многоквартирный дом, как живой организм, за которым постоянно требуется уход. Ухаживает, то есть ремонтирует, управляющая компания, чтобы жильцам МКД было комфортно и уютно. К сожалению, в действительности все происходит наоборот. О жилищно-коммунальных перипетиях рассказал юрист регионального отделения партии «РОДИНА» и руководитель общественного движения «Альтернатива есть!» Максим Петров.
— Максим Геннадьевич, специалисты по жилищно-коммунальному хозяйству констатируют, что в 2018 году граждан больше всего беспокоили проблемы, связанные с управлением многоквартирным домом. Жилищное законодательство постоянно обновляется. Выходит, усилия законодателей напрасны?
— Один классик сказал: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». В полной мере фраза относится и к дзержинскому жилищно-коммунальному хозяйству. Например, администрация города давно самоустранилась от исполнения предписаний, указанных в нормативных документах. От коммунальных проблем отстранились и большинство горожан: обсудят на кухне жилищные вопросы, «перемоют кости» управляющей компании (УК) и идут оплачивать платежки.
Почитайте Конституцию РФ, там столько прав предусмотрено. В реальной жизни они неосуществимы. То же самое касается и ЖКХ. Решают коммунальные вопросы единицы.
— Не все же граждане такие равнодушные?! В приемную партийного отделения часто обращаются люди с вопросами ЖКХ. Что волнует горожан?
— С конца 2018 года поступает много обращений по передаче многоквартирных домов (МКД) из управляющей компании в обслуживающую организацию без ведома жильцов.
Один из примеров – дом №44 на улице Ватутина. Там жители якобы проголосовали за переход в другую управляющую организацию. Во время проверки подписей протокола собрания выявили, что подписи ставили даже умершие люди. Цинизм какой! Сейчас с документами работают правоохранительные органы, проводятся почерковедческие экспертизы. Думаю, после них решение о возбуждении уголовного дела все-таки будет принято.
Сами процессы перехода от одних жилищных компаний в другие связывают с реорганизацией ООО УК «Управдом». Управляющая компания разделилась. Появился ООО УК «Управдом-Дзержинск». Выделился ООО УК «Управдом-Центр», место нахождения которого по документам в Москве! А в соответствии с изменениями в «Правила обслуживания общедомового имущества» (Постановление Правительства РФ 13.08.2006г. №491), управляющие компании должны быть в шаговой доступности к домам, которые обслуживают. Куда теперь обращаться жителям? Возможно, свои вопросы они теперь решают в Центре обслуживание клиентов, расположенном по адресу: улица Урицкого, 10А.
Периодически появляется информация и о смене учредителей «управлялок». Для чего это делается? Непонятно…
— Попробуем сформулировать основные проблемы дзержинского ЖКХ?
— Я бы выделил три большие проблемы, решив которые, можно было бы говорить об относительном порядке в системе жилищно-коммунального хозяйства города.
Основная проблема – это монополия управляющих компаний. Как пришли они в 2010 году в Дзержинск, прибрали к рукам жилфонд, так и не отдают никому.
По закону собственники жилья в любое время могут расторгнуть договор с прежней управляющей организацией и заключить с новой. Так поступили жители дома №21 по улице Буденного. Собственники провели общее собрание жильцов, выбрали другую управляющую организацию. Собрание проходило тяжело из-за нескольких скандальных бабушек, пытавшихся, возможно, по указанию старой УК, не безвозмездно, сорвать его проведение.
Другой пример: в доме №79 по проспекту Циолковского, жители создали товарищество собственников жилья (ТСЖ), а через некоторое время получили письма якобы от руководителя московского банка, в котором тот благодарил собственников за создание товарищества и за кредит под залог их квартир, взятый председателем ТСЖ. Люди поверили! Некоторые даже предъявляли претензии председателю, не осознавая, что их «разводят», и что такого просто не может быть... Кому выгодна такая нечистоплотная игра?
— Не разобравшись как следует, жильцы обвинили председателя…
— Кстати, вторая проблема – это как раз нежелание горожан вникать в коммунальные вопросы. Жилищное законодательство предусматривает активную позицию граждан, например, по выбору управляющей организации.
Жильцы дома №10 по улице Маяковского платят за отопление на порядок меньше, чем жители близлежащих домов. Дело в том, что в этом доме проживает известный общественник Виктор Иванович Дьячков, который годами «воюет» с ресурсоснабжающими организациями, контролирует приборы учета, работу поставщиков отопления. Результат такой напряженной деятельности отражается в платежках.
— Возможно, дело не только в одном безразличии жильцов, но и, например, в большой занятости на работе. Может ли администрация помочь жителям в регулировании отношений между ними и управляющими компаниями?
— Не только может, но и обязана это делать. Мало кто знает, что городская администрация должна была создать во всех многоквартирных домах советы МКД. Но не создала.
В соответствии с новым законодательством, администрация должна вести большую просветительскую деятельность. Разработать хотя бы памятку по созданию товарищества собственников жилья, где был бы прописан четкий алгоритм действий. Но руководители города предпочитают не вмешиваться во взаимоотношения «управлялок» и собственников.
Администрация обязана направлять в УК и смету тарифа на «содержание жилья» по тем домам, в которых имеется хотя бы одна муниципальная квартира, и где не установлен на общем собрании размер платы за жилое помещение. Но и это не делается.
Видимо, в «сером доме» по-своему трактуют нормы действующего законодательства.
— Говоря о смете: собственники жилья сами определяют перечень работ в их доме?
— Мы переходим к третьей проблеме. Жильцы фактически не знают, какие работы управляющая компания должна проводить в доме. В законе говорится о том, что собственники обязаны устанавливать размер платы за жилое помещение на срок не менее одного года.
Процедура сложная, требует определенных знаний в области управления МКД, поэтому самостоятельно собственники составить смету не могут. Ее заказывают. Исполнителем выступает управляющая организация. В соответствии с особенностями МКД, степенью его износа, специалисты «управлялки» составляют смету. Но работающие в городе УК уклоняются от этого. Жители, в свою очередь, смет не требуют. А если и требуют, то ничего не получают.
Приоритеты работ по текущему ремонту тоже должны устанавливать на общем собрании жильцов, такие полномочия могут быть переданы и совету МКД. Но в нашем городе все решают «управлялки». Между тем в их обязанности входит регулярный осмотр общедомового имущества, фиксация всех имеющихся нарушений и доведение полученной информации до жителей: что находится в плохом состоянии и требует ремонта, а что может и подождать.
Вспомните зимнее происшествие с падением ледяной глыбы с козырька балкона, который собственник возвел сам. Говорили о том, что ответственность за произошедшее полностью лежит на собственнике. Ничего подобного! К ответственности должна привлекаться УК. Потому что она обязана была провести осмотр, выявить все нарушения, допущенные на общедомовом имуществе, и устранить их вплоть до обращения в суд, чтобы обязать собственника ликвидировать выявленные нарушения. А «управлялки» занимаются произволом, потому что их никто не контролирует.
— Максим Геннадьевич, если рассматривать весь жилфонд города, насколько он изношен?
— Изношен – еще мягко сказано. Посмотрите на дом №12 по улице Маяковского, там расположен военкомат. Нынешнее состояние дома – результат систематического бездействия управляющей компании. Если ситуация не изменится, думаю, на людей скоро начнут падать кирпичи. Там облезает штукатурка, нарушается кладка.
Между тем существуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170), где все детально расписано. В том числе и сроки, в которые управляющая компания обязана устранить имеющиеся нарушения штукатурного слоя. Однако в результате длительного бездействия небольшие нарушения штукатурки превращаются в огромные пятна. Тогда управляющая организация заявляет, что это необходимо ремонтировать в рамках капитального ремонта. И таких домов, где «управлялки» ничего не делают, в Дзержинске очень много.
Пройдите по городу, обратите внимание на последние этажи. На оштукатуренных домах видны следы пролива. Откуда вода? Возможно, пролив появился, когда УК своевременно не устранила течь с кровли.
— За ремонт после проливов и другие работы управляющие компании должны отчитываться перед собственниками?
— Продолжая тему нарушения штукатурного слоя, отмечу, что когда УК отчитывается о проведенных работах в МКД и сообщает, что был отремонтирован слой штукатурки на последних этажах, то сумма включается в плату за содержание и текущий ремонт. Такого быть не должно, потому что убытки, причиняемые бездействием управляющей организации, устраняются за счет ее прибыли. Но на этот момент никто внимания не обращает.
А если говорить о самих отчетах, то, как было сказано в одной из статей, напечатанной в газете, все отчеты похожи на сочинения на свободную тему.
— Получается, управление МКД управляющими организациями совсем не эффективное. На ваш взгляд, какая форма управления многоквартирным домом предпочтительнее?
— В Нижнем Новгороде есть ТСЖ на улице Верхнепечерской, возглавляемое уже известным Михаилом Швыгановым, который превратил обычную многоэтажку в элитный дом: из-за улучшения общедомового имущества возросла стоимость квартир. Принцип работы в МКД – ремонт и содержание общедомового имущества с использованием передовых технологий.
Жителям с председателем ТСЖ повезло. У дома появился хозяин, который деньги собственников направляет на нужды МКД, а не себе в карман.
Разумеется, такие председатели не везде. Не единичны случаи, когда ТСЖ является способом обогащения председателя и его семьи. Но, на мой взгляд, отсутствие порядочности у председателя – единственная проблема ТСЖ. Несмотря на это считаю, товарищество собственников жилья оптимальной и эффективной формой управления многоквартирным домом, при которой управляют своим имуществом сами собственники. Главное – сделать правильный выбор председателя.
— К сожалению, далеко не все жители понимают важность создания ТСЖ. Возможно, при участии администрации дело пошло бы быстрее…
— Встречи жителей с мэром проходят постоянно. На каждой из них повторяются самые острые вопросы ЖКХ. Но пока каких-то определенных шагов в коммунальной сфере местная власть не делает. Возможно, что активисты ЖКХ, объединившись, составят коллективное обращение мэру.
Надеемся, в администрации прислушаются к общественному мнению и пересмотрят отношение к бездействию управляющих компаний и к их неэффективной работе по управлению жилфондом; так сказать, повернутся лицом к жителям и все-таки начнут предпринимать меры по защите интересов дзержинцев.