Blohen

ТРАМВАЙНЫЕ ПЕРИПЕТИИ

Около двух лет назад местные власти закрыли в Дзержинске трамвайное сообщение, объяснив горожанам, что мера вынужденная, потому как в городском бюджете нет средств на содержание такого затратного вида электротранспорта. Казалось бы, трамвайная тема на этом и исчерпана. Но в Дзержинске появилась компания, готовая на определенных условиях возобновить работу этого электротранспорта. О «трамвайных перипетиях» нам рассказал лидер инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин.

- Андрей Александрович, пожалуйста, коротко напомним читателям суть проблемы.

-Ссылаясь на изношенность рельсов и подвижного состава, а также на отсутствие желания изыскивать финансовые средства, необходимые для содержания трамвайного хозяйства, местные власти закрыли трамвайное движение в городе.

Трамваи заменили маршрутками. Не имея выделенной полосы движения, они простаивают в пробках. Оставляет желать лучшего и вместимость маршрутных такси – давки стали обычной картиной. Плюс отдельные категории граждан потеряли право на льготный проезд, так как в маршрутках он не предусмотрен. В итоге транспортное обслуживание дзержинцев ухудшилось. На этом фоне градус недовольства горожан, столкнувшихся с проблемами пассажирских перевозок, начал расти. Общественность не могла остаться в стороне, мы сразу же подключились к проблеме.

- Но местные власти вроде бы аргументировали ликвидацию трамвайного сообщения. У вас есть основания считать их аргументы необоснованными?

-На мой взгляд, обосновать целесообразность закрытия трамвайного движения чиновники не смогли. У нас есть все основания предполагать, что причины закрытия трамвая надуманные, а предоставленные нам результаты экспертиз получены некомпетентными людьми. Чего только стоит их незнание норм Правил техники эксплуатации трамвая, где сказано, что в случае, если в трамвайной сети выявлены участки, несоответствующие нормативным требованиям эксплуатации трамвая, то движение трамваев либо ограничивается, либо приостанавливается на время ремонтных работ. Для полного закрытия движения, никаких юридических и технических оснований не было.

Как только общественники подключились к трамвайной проблеме, незамедлительно последовала реакция со стороны чиновников. Нам запрещали встречаться и проводить митинги на транспортную тему. В ответах на наши обращения мы не увидели какой-либо заинтересованности в благополучном для горожан решении транспортного вопроса. Бездействие чиновников в этом направлении говорит само за себя: повышать качество транспортных перевозок никто не собирается.

- Чиновники говорят не только об изношенности рельсов, но и всего подвижного состава.

-Проблема перепробега наших транспортных вагонов была бы решена, если бы город бесплатно взял трамвайные вагоны в Москве. Удивлены? Но имеются официальные письма, подтверждающие мои слова. Кстати, власти Иркутска, Новосибирска, Саратова, Твери, Тулы и Таганрога поступили именно так. Уже сейчас бесплатные трамваи из Москвы перевозят иркутян, новосибирцев, саратовцев, тверичей, туляков, таганрожцев.

- Даже с учетом бесплатных трамваев все равно нужны определенные средства на ремонт путей, содержание трамвайного депо и персонала. Вспоминаются слова известной песни: «Где деньги, Зин?»..

-Честно говоря, сложно представить, как предприятие, которое при должном управлении может не только выйти на самоокупаемость, но и приносить прибыль, оказалось убыточным?! По данным администрации, убытки трамвайного депо ежегодно составляли 24 миллиона рублей.

При этом нельзя не учитывать тот факт, что трамвайное депо работало только на четверть своих мощностей от изначально заложенных. Оно было рассчитано на 100 вагонов, однако в наличии было всего вагонов 20-25. Остальные площади пустовали.

Мы подсчитали, что если учитывать только площади, используемые непосредственно депо, то расходы на содержание трамвайного хозяйства со всей коммуналкой могли бы сократиться примерно в три раза. Соответственно, вместо 24 миллионов убытков получили бы только восемь. Недостающие деньги можно было бы зарабатывать на сдаче в аренду неиспользуемых помещений. А это, по нашим подсчетам, порядка 14 миллионов рублей.

-То есть шесть миллионов еще бы оставалось на развитие предприятия?

- Именно так. Это позволило бы постепенно ремонтировали пути, в первую очередь там, где был критический износ.  Осуществлять ремонт контактных сетей, вагонов. Но нашей администрации почему-то хотелось делать всё и сразу. Поэтому цифры у наших чиновников росли в геометрической прогрессии. Сначала они говорили, что на ремонт и удовлетворительное функционирование трамвайного сообщения необходимы 800 миллионов рублей, потом – миллиард, далее – два миллиарда, а под конец и вовсе заврались, назвав сумму в пять миллиардов рублей.

- Чтобы не говорили чиновники, и какие бы цифры они не называли, в любом случае при таком развале трамвайного хозяйства нужны деньги и немалые.

- Поверьте, эти деньги есть. Сегодня ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» (ООО «ПКТИ») готова выступить в качестве инвестора и взять всю трамвайную сеть или ее часть в концессию, вложив при этом в возобновление и развитие трамвайного движения шесть миллиардов рублей.

ПКТИ – это группа компаний, которые специализируются на развитии трамвайной инфраструктуры. Одна из компаний ПКТИ – ПК «Транспортные системы» – производит подвижной состав на базе тверского вагоностроительного завода. Трамваи этой компании эксплуатируются в ряде городов России, в т.ч. контракты предусматривают полное пожизненное сервисное обслуживание. В случае поломки транспорта специалисты «Транспортных систем» выезжают на место и устраняют неполадки.

В ближайшие 10 лет ООО «ПКТИ» готова восстановить трамвайное сообщение в Дзержинске. С таким предложением компания обратилась к руководству города еще в 2014 году. Но тогда городские чиновники заявили, что смогут самостоятельно сохранить трамвай. Не сохранили!

- Так значит, выход-то найден?

- К сожалению, дзержинская администрация всячески пытается игнорировать предложение концессионера, что вполне объяснимо. С таким крупным игроком нужно конкурировать. Но о какой конкуренции может идти речь, если трамвай повезет народ, а «ПАЗики» будут стоять в пробках? Причем сейчас мы говорим о новом трамвае с комфортным салоном. И если уж сегодня, по данным соцопросов, более 60% дзержинцев выступают за сохранение трамвая, который они видели, то, могу предположить, что современный трамвай поддержат все 90%.

Инициативная группа «Дзержинцы за общественный транспорт» познакомились с представителями ООО «ПКТИ» еще в 2014 году. В настоящее время мы продолжаем общение, ведем переписку, консультируемся по специальным вопросам.

По нашей информации, руководство ООО «ПКТИ» не планирует отказываться от сотрудничества с Дзержинском. Даже если не получится договориться с действующей властью, всегда есть надежда, что после очередных выборов другая власть будет работать в ином направлении.

- Возможно ли преломить ситуацию, не дожидаясь выборов?

- Возможность есть всегда, но искать какие-то связи наверху, постоянно натыкаясь на бюрократические препоны, - долго и сложно.

К слову, специалисты предполагают, что в Дзержинске, так сказать, отрабатывался сценарий, который, возможно, будет применим в Нижнем Новгороде.

В настоящее время нижегородские власти намереваются закрыть троллейбусное депо №3 в Автозаводском районе. Кстати, говоря о троллейбусном движении, отмечу, что это общероссийская тенденция. Троллейбусные маршруты постепенно закрывают в Москве, в Волгограде. Уже закрыли в Каменске-Уральском, Благовещенске, Сызрани. Во многом это обусловлено большими издержками работы троллейбуса в условиях городских автомобильных заторов. Эту проблему власти тоже не хотят решать. Но это совершенно другая история…

С трамвайным движением в Нижнем Новгороде пока проблем нет, но пассажиров всячески стараются отучить пользоваться трамваем – увеличивают интервалы во времени, расцепляют двухвагонные составы, провоцируя давку. Между тем, мировой опыт показывает, что трамвайное движение восстанавливается и продолжает развиваться. Недавно трамваи вновь пошли в Детройте, Самарканде. Московские власти намерены закрыть монорельс и заменить его трамваем.  

Повторюсь, восстановить трамвай можно и в Дзержинске, но если городская  администрация этого захочет. А все отговорки об отсутствии денег сегодня беспочвенны, потому что необходимые средства для этих целей есть, нет политической воли и гражданской ответственности.

   

 

back1.gifНАЗАД